Место: Музей традиционного плотницкого ремесла и реставрации объектов деревянного зодчества «Дом Северного Зодчего»
Региональная общественная организация культуры «Поморский круг»
Время: 2018
Вы увидите: экспозицию «История реставрации нёнокских храмов»
Святыней Нёноксы с давних времен был храмовый ансамбль: Троицкая, Никольская церкви и колокольня. Эти «царевны древнерусского зодчества» воссоздаются реставраторами, которые с 1989 года работают в Нёноксе, и являются важными членами сельского сообщества.
Чтобы и местные жители, и гости Нёноксы смогли проникнуться высоким искусством реставрационных работ, чтобы в каждом ненокском доме жили плотницкие традиции, общественное объединение «Поморский круг» и северодвинский городской краеведческий музей создали Дом Северного Зодчего.
В 2017 году проект «Дом Северного Зодчего» стал обладателем Президентского гранта.
Дом Северного Зодчего – не просто музей. Здание совмещает в себе экспозиционный комплекс и общественное пространство, в котором проводятся мастер-классы и творческие встречи.
Музейная часть Дома северного зодчего включает два экспозиционных зала, рассказывающих о традициях северного зодчества, а также об увлекательной истории воссоздания плотницких технологий 18–19 веков и о применении их в современной реставрационной практике.
Так, работая над воссозданием Никольской и Троицкой церквей, реставраторы не обнаружили на деревянных элементах, выполненных в 18 веке, следов пилы, но зато выявили следы топора. По следам обработки, обнаруженным на памятниках древнерусского зодчества, реставратором Александром Владимировичем Поповым был воссоздан колунообразный топор. (Этот топор можно увидеть в экспозиции Дома Северного Зодчего.) Поверхность тесаных досок, обработанных таким топором, получалась гладкой, и вместе с тем не плоской и ровной, а рельефной, волнообразной.
Отдельный блок экспозиции посвящен методу полной переборки, применявшемуся при реставрации храмового комплекса в Нёноксе. В ходе реставрации деревянные сооружения полностью раскатывались, все элементы тщательно осматривались и, в случае необходимости, заменялись новыми. Метод полной переборки позволяет реставраторам заглянуть в прошлое, изучить технологию работы старых мастеров.
На площадке перед зданием Дома располагается артобъект «Трудом сотни рук» – уменьшенная копия главки Никольского храма. Целый год участники мастер-классов своими руками изготавливали пластинки лемеха – лемешины, – и устанавливали их на главке.
Приглашаем посетить экскурсии по Дому Северного Зодчего.